Приветствую ВасГость | Главная | Регистрация | Вход | RSS |
|
История работы с детьми в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. ПушкинаСразу же после открытия в 1912 году уникальный
"музей-учебник" посещался не только профессорами и студентами кафедры
истории искусства Московского университета, но и педагогами-историками
московских гимназий. Уже с 1916 года здесь давал свои уникальные
"эстетические уроки" выдающийся искусствовед, педагог- просветитель
А.В. Бакушинский. С 1920-х годов в Музее ведется внешкольная
работа с детьми. "В текущем академическом году [1925/26] в Музее
изящных искусств было положено, по предложению и инициативе сотрудника
Института внешкольной работы А.У. Зеленко, начало новому виду
просветительской работы…занятиям с детьми (от 10 до 14-летнего
возраста)" (из статьи одного из первых директоров Музея, профессора
Н.И. Романова). Романов сформулировал идею "насыщения детской фантазии
образами исторической эпохи, которые помогают оживить памятники
искусства" и обосновал необходимость "организации для детей занятий
более подвижного характера, которые могут дать им больший простор для
инициативы искания… для моторных реакций в виде рисования по памяти или
с натуры, для воспроизведения движениями собственного тела позы данной
статуи или фигуры в картине, и вообще для углубления переживаний с
помощью драматизации". Эти положения в дальнейшем активно
использовались в работе с детьми в Музее. С 1928 года научным
сотрудником С.В. Разумовской организуется планомерная кружковая работа
с учащимися. Важным событием в жизни Музея стала
Международная выставка "Дети СССР и дети капиталистических стран" (1934
г.). В планах работы Центра "Мусейон" предусмотрена организация серии
выставок, знакомящих современное поколение зрителей с рисунками детей
из разных стран, экспонировавшихся в Музее семьдесят лет назад. В зимние школьные каникулы 1935\36 годов в ГМИИ
был организован "Первый детский фестиваль искусства в музее", органично
включавший в себя обзорные и специальные экскурсии, проводившиеся
виднейшими сотрудниками Музея (В.Н. Лазаревым, А.А. Сидоровым и др.). В 1949 г. был организован школьный лекторий; с середины 1950-х годов темы лекций охватывают практически всю историю искусства. Важным рубежом стал 1959-й год — тогда была
оборудована школьная комната, а лекционный курс для групп
старшеклассников был совмещен с семинарскими занятиями в залах Музея
(по предложению Л.Л. Макоед). С начала 1960-х годов возникают и поныне
существующие направления работы с детьми разного возраста. В основу
концепции эстетического воспитания в ГМИИ положен принцип непрерывного
процесса воспитания в условиях художественного музея. В настоящее время сложившаяся внешкольная музейно-педагогическая система состоит из следующих основных компонентов: 1. Изостудия для младших детей. В
середине 1960-х годов Изостудию возглавила Эрна Ивановна Ларионова
(1922-1992), которая заложила основы методики занятий с детьми в
художественном музее. В течение 20 лет, с 1973 года, Изостудией
руководила Нина Николаевна Кофман (1906-1998), искусствовед, художник,
заслуженный деятель искусств. Имея драгоценный опыт многолетнего
руководства московской городской детской художественной школой, она
создала в Музее уникальную методику формирования восприятия искусства
маленькими детьми. В изостудию принимаются дети в возрасте 5 лет.
На занятиях они знакомятся с шедеврами мирового изобразительного
искусства в залах Музея. Затем дети под руководством
художников-педагогов музейной изостудии воплощают свои впечатления в
рисунках. Программы занятий рассчитаны на пять лет. 2. Семейные группы для детей 5-8 лет с родителями
были созданы по инициативе Н.Н. Кофман. Для детей в возрасте 5-6 лет
особенно важно сделать "первые шаги" в "мир большого искусства", в "мир
музея" в сопровождении родителей или близких людей. Постепенно эта
форма работы приобрела большую популярность, превратилась в новое
направление работы с детьми в Музее. В настоящее время в ГМИИ им. А.С.
Пушкина в семейных группах занимаются около тысячи детей и родителей. В конце учебного года в Музее проводятся отчетные выставки и спектакли-концерты участников программы Семейных групп. 3. Клуб любителей искусств для учащихся 5-8 классов существует в ГМИИ им. А.С. Пушкина с1961 года.
Со дня основания клуба более 40 лет его душой была Алла Сергеевна Стельмах. КЛИ объединяет школьников 5-8-х классов, интересующихся историей изобразительного искусства, археологией и нумизматикой. Ученики 5-го класса (кружок Древний мир) изучают
культуру и изобразительное искусство Древнего Египта, Древней Греции и
Древнего Рима. Учащиеся 6-го класса посещают кружок Средние
века. Эпоха Возрождения. На занятиях они знакомятся с культурой и
искусством Византии и средневековой Европы, узнают о жизни и творчестве
крупнейших художников эпохи Возрождения. В кружке Великие мастера XVII века школьники
7-го класса могут познакомиться с произведениями прославленных
художников этой эпохи. Кружками руководят научные сотрудники Отдела популяризации музея. Учащиеся 6-8-х классов могут также занимаются в
кружках Археология и Нумизматика. Здесь дети узнают о знаменитых
археологических открытиях, о методике раскопок, о монетах разных эпох и
стран. По давней традиции занятия в этих кружках проводят лучшие
специалисты Музея. Обучение в кружках Клуба любителей искусств с
1962 года завершается выставкой детского творчества и костюмированным
выпускным вечером. Дети в исторических костюмах исполняют сцены из
произведений античных авторов, отрывки из пьес Шекспира, Мольера,
Кальдерона, читают стихотворения поэтов Средневековья и эпохи
Возрождения. 4. Клуб юных искусствоведов для юношества
8-11 классов и студентов младших курсов московских ВУЗов начал работу в
1960 г. при поддержке директора ГМИИ им. А.С. Пушкина А.И. Замошкина.
Сначала КЮИ насчитывал несколько десятков московских старшеклассников,
которые до этого посещали в Музее лекторий для школьников. Первым
руководителем клуба была Лилия Лаврентьевна Макоед. Благодаря Клубу наш Музей стал alma mater для
многих юных москвичей — теперешних искусствоведов, филологов, врачей,
архитекторов, инженеров, физиков, музыкантов. Педагоги вместе с учениками посещают другие
художественные музеи, галереи, мастерские художников и выставки Москвы.
В клубе устраиваются вечера, к которым учащиеся с помощью руководителей
готовят викторины, литературно-музыкальные композиции, показывают
импровизированные пантомимы, читают стихи (часто собственного
сочинения), ставят пьесы классических и современных авторов. С начала существования Клубов возникла традиция
коллективных поездок актива в старинные русские города и зарубежье во
время школьных каникул. Уникальность педагогического процесса в ГМИИ им.
А.С. Пушкина заключается в методе непрерывного обучения подрастающего
поколения в условиях художественного музея. Многие наши воспитанники, давно ставшие
взрослыми, приходят в Музей не просто как зрители, но как его друзья,
приводят своих детей, а некоторые уже и внуков. В Музее немало
сотрудников, прошедших школу изостудии, семейных групп, Клубов
любителей искусств и юных искусствоведов. "Детские" выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1960-х годов по настоящее время: 1988 — "Китайская народная игрушка" (из
коллекции И.В. Захаровой); 1992 — "Мир и образы детства". Выставки
представляли "взрослое" народное и профессиональное искусство,
созданное для детей, рассказывающее о детях, обращенное к детям, но
интересное и взрослым. 1994 — "С днем рождения, Земля". Международная
выставка детского рисунка, составленная из коллекции галереи "Дети
Земли" (Токио) и рисунков детей России, главным образом, учеников
музейной студии. Маленькие художники отразили в своих рисунках
окружающий мир и свои представления о нем. 1997 — "Москва в рисунках детей XX века".
Большой международный проект, осуществленный ГМИИ им. А.С. Пушкина
совместно с Институтом художественного образования, посвященный
850-летию Москвы. Одновременно экспонировался уникальный
ретроспективный раздел, познакомивший зрителей конца ХХ века с Москвой,
увиденной глазами или представленной воображением детей 1920-х — 1990-х
годов.
2001 — "Мы из детства". Выставка, посвященная 40-летию Изостудии ГМИИ
им. А.С. Пушкина и памяти ее руководителя Н.Н. Кофман, давала
возможность увидеть работы учеников Нины Николаевны, созданные ими в
детские годы в Изостудии, и их взрослые профессиональные произведения в
живописи, графике, дизайне, ювелирном искусстве. 2004 — "Милосердие на поле брани" (совместный
проект ГМИИ им. А.С. Пушкина и Международного Красного Креста).
Выставка была посвящена злободневной теме, особенно актуальной в наши
дни. На ней были представлены работы учащихся изостудии и семейных
групп, созданные в рамках специально разработанной в Музее программы, с
привлечением детских рисунков из архива изостудии. Адрес Центра эстетического воспитания:
Колымажный переулок, д. 6 (напротив 5-го подъезда главного здания Музея) |
![]() |