Главная | Регистрация | Вход | RSS

 
Меню сайта
Наш опрос
Нужно ли учить детей рисовать?
Всего ответов: 842
Реклама на сайте


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Rambler's Top100
Форма входа

История работы с детьми в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Сразу же после открытия в 1912 году уникальный "музей-учебник" посещался не только профессорами и студентами кафедры истории искусства Московского университета, но и педагогами-историками московских гимназий. Уже с 1916 года здесь давал свои уникальные "эстетические уроки" выдающийся искусствовед, педагог- просветитель А.В. Бакушинский.

С 1920-х годов в Музее ведется внешкольная работа с детьми. "В текущем академическом году [1925/26] в Музее изящных искусств было положено, по предложению и инициативе сотрудника Института внешкольной работы А.У. Зеленко, начало новому виду просветительской работы…занятиям с детьми (от 10 до 14-летнего возраста)" (из статьи одного из первых директоров Музея, профессора Н.И. Романова). Романов сформулировал идею "насыщения детской фантазии образами исторической эпохи, которые помогают оживить памятники искусства" и обосновал необходимость "организации для детей занятий более подвижного характера, которые могут дать им больший простор для инициативы искания… для моторных реакций в виде рисования по памяти или с натуры, для воспроизведения движениями собственного тела позы данной статуи или фигуры в картине, и вообще для углубления переживаний с помощью драматизации". Эти положения в дальнейшем активно использовались в работе с детьми в Музее. С 1928 года научным сотрудником С.В. Разумовской организуется планомерная кружковая работа с учащимися.

Важным событием в жизни Музея стала Международная выставка "Дети СССР и дети капиталистических стран" (1934 г.). В планах работы Центра "Мусейон" предусмотрена организация серии выставок, знакомящих современное поколение зрителей с рисунками детей из разных стран, экспонировавшихся в Музее семьдесят лет назад.

В зимние школьные каникулы 1935\36 годов в ГМИИ был организован "Первый детский фестиваль искусства в музее", органично включавший в себя обзорные и специальные экскурсии, проводившиеся виднейшими сотрудниками Музея (В.Н. Лазаревым, А.А. Сидоровым и др.).

В 1949 г. был организован школьный лекторий; с середины 1950-х годов темы лекций охватывают практически всю историю искусства.

Важным рубежом стал 1959-й год — тогда была оборудована школьная комната, а лекционный курс для групп старшеклассников был совмещен с семинарскими занятиями в залах Музея (по предложению Л.Л. Макоед).

С начала 1960-х годов возникают и поныне существующие направления работы с детьми разного возраста. В основу концепции эстетического воспитания в ГМИИ положен принцип непрерывного процесса воспитания в условиях художественного музея.

В настоящее время сложившаяся внешкольная музейно-педагогическая система состоит из следующих основных компонентов:

1. Изостудия для младших детей. В середине 1960-х годов Изостудию возглавила Эрна Ивановна Ларионова (1922-1992), которая заложила основы методики занятий с детьми в художественном музее. В течение 20 лет, с 1973 года, Изостудией руководила Нина Николаевна Кофман (1906-1998), искусствовед, художник, заслуженный деятель искусств. Имея драгоценный опыт многолетнего руководства московской городской детской художественной школой, она создала в Музее уникальную методику формирования восприятия искусства маленькими детьми.

В изостудию принимаются дети в возрасте 5 лет. На занятиях они знакомятся с шедеврами мирового изобразительного искусства в залах Музея. Затем дети под руководством художников-педагогов музейной изостудии воплощают свои впечатления в рисунках. Программы занятий рассчитаны на пять лет.

2. Семейные группы для детей 5-8 лет с родителями были созданы по инициативе Н.Н. Кофман. Для детей в возрасте 5-6 лет особенно важно сделать "первые шаги" в "мир большого искусства", в "мир музея" в сопровождении родителей или близких людей. Постепенно эта форма работы приобрела большую популярность, превратилась в новое направление работы с детьми в Музее. В настоящее время в ГМИИ им. А.С. Пушкина в семейных группах занимаются около тысячи детей и родителей.

В конце учебного года в Музее проводятся отчетные выставки и спектакли-концерты участников программы Семейных групп.

3. Клуб любителей искусств для учащихся 5-8 классов существует в ГМИИ им. А.С. Пушкина с1961 года. Со дня основания клуба более 40 лет его душой была Алла Сергеевна Стельмах.

КЛИ объединяет школьников 5-8-х классов, интересующихся историей изобразительного искусства, археологией и нумизматикой.

Ученики 5-го класса (кружок Древний мир) изучают культуру и изобразительное искусство Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима.

Учащиеся 6-го класса посещают кружок Средние века. Эпоха Возрождения. На занятиях они знакомятся с культурой и искусством Византии и средневековой Европы, узнают о жизни и творчестве крупнейших художников эпохи Возрождения.

В кружке Великие мастера XVII века школьники 7-го класса могут познакомиться с произведениями прославленных художников этой эпохи.

Кружками руководят научные сотрудники Отдела популяризации музея.

Учащиеся 6-8-х классов могут также занимаются в кружках Археология и Нумизматика. Здесь дети узнают о знаменитых археологических открытиях, о методике раскопок, о монетах разных эпох и стран. По давней традиции занятия в этих кружках проводят лучшие специалисты Музея.

Обучение в кружках Клуба любителей искусств с 1962 года завершается выставкой детского творчества и костюмированным выпускным вечером. Дети в исторических костюмах исполняют сцены из произведений античных авторов, отрывки из пьес Шекспира, Мольера, Кальдерона, читают стихотворения поэтов Средневековья и эпохи Возрождения.

4. Клуб юных искусствоведов для юношества 8-11 классов и студентов младших курсов московских ВУЗов начал работу в 1960 г. при поддержке директора ГМИИ им. А.С. Пушкина А.И. Замошкина. Сначала КЮИ насчитывал несколько десятков московских старшеклассников, которые до этого посещали в Музее лекторий для школьников. Первым руководителем клуба была Лилия Лаврентьевна Макоед.

Благодаря Клубу наш Музей стал alma mater для многих юных москвичей — теперешних искусствоведов, филологов, врачей, архитекторов, инженеров, физиков, музыкантов.

Педагоги вместе с учениками посещают другие художественные музеи, галереи, мастерские художников и выставки Москвы. В клубе устраиваются вечера, к которым учащиеся с помощью руководителей готовят викторины, литературно-музыкальные композиции, показывают импровизированные пантомимы, читают стихи (часто собственного сочинения), ставят пьесы классических и современных авторов.

С начала существования Клубов возникла традиция коллективных поездок актива в старинные русские города и зарубежье во время школьных каникул.

Уникальность педагогического процесса в ГМИИ им. А.С. Пушкина заключается в методе непрерывного обучения подрастающего поколения в условиях художественного музея.

Многие наши воспитанники, давно ставшие взрослыми, приходят в Музей не просто как зрители, но как его друзья, приводят своих детей, а некоторые уже и внуков. В Музее немало сотрудников, прошедших школу изостудии, семейных групп, Клубов любителей искусств и юных искусствоведов.


"Детские" выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1960-х годов по настоящее время:

1988 — "Китайская народная игрушка" (из коллекции И.В. Захаровой); 1992 — "Мир и образы детства". Выставки представляли "взрослое" народное и профессиональное искусство, созданное для детей, рассказывающее о детях, обращенное к детям, но интересное и взрослым.

1994 — "С днем рождения, Земля". Международная выставка детского рисунка, составленная из коллекции галереи "Дети Земли" (Токио) и рисунков детей России, главным образом, учеников музейной студии. Маленькие художники отразили в своих рисунках окружающий мир и свои представления о нем.

1997 — "Москва в рисунках детей XX века". Большой международный проект, осуществленный ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Институтом художественного образования, посвященный 850-летию Москвы. Одновременно экспонировался уникальный ретроспективный раздел, познакомивший зрителей конца ХХ века с Москвой, увиденной глазами или представленной воображением детей 1920-х — 1990-х годов. 2001 — "Мы из детства". Выставка, посвященная 40-летию Изостудии ГМИИ им. А.С. Пушкина и памяти ее руководителя Н.Н. Кофман, давала возможность увидеть работы учеников Нины Николаевны, созданные ими в детские годы в Изостудии, и их взрослые профессиональные произведения в живописи, графике, дизайне, ювелирном искусстве.

2004 — "Милосердие на поле брани" (совместный проект ГМИИ им. А.С. Пушкина и Международного Красного Креста). Выставка была посвящена злободневной теме, особенно актуальной в наши дни. На ней были представлены работы учащихся изостудии и семейных групп, созданные в рамках специально разработанной в Музее программы, с привлечением детских рисунков из архива изостудии.


Адрес Центра эстетического воспитания:
Колымажный переулок, д. 6
(напротив 5-го подъезда главного здания Музея)


UNI-SPACE.RU - ПРОСТРАНСТВО ЮНЫХ

приглашаем школьников и студентов

принять участие в программах

"ОБЪЕДИНЕННЫЕ КОСМОСОМ"


Друзья сайта
Мини-чат
200
Поиск
Яндекс цитирования
Copyright MyCorp © 2017