Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.
Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается
"незаконченная" картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с
букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали:
грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т.п. Второй вид
шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из
дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых
проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и
инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.
Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали
домиков, книжек и т.п., которые предлагается соединить с помощью
шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая
"картина". Таков, например, "Теремок" - игрушка, разработанная еще М.
Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со
шнурками.
Для того чтобы сделать правильный выбор из всего этого многообразия
игр-шнуровок, прежде всего, нужно разобраться, какие задачи должна
успешно решать такая игра.
Когда в семье появляется малыш, многие родители начинают судорожно
хвататься за книги по детскому развитию, уделяют большое количество
времени и сил изучению авторских методик: Р. Штайнера, М. Монтессори,
Г. Домана, С. Лупан… И в конечном итоге большинство из них (конечно,
если они прислушиваются к своему ребенку, внимательно наблюдают за ним)
приходит к выводу, что раннее развитие означает не чтение и письмо в 2
- 3 года, а развитие мозга ребенка, его познавательных способностей.
Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому,
будь то иностранный язык, письмо или математика.
Как ни странно, но как раз об этом и говорят нам авторы известных
направлений раннего развития. В перечисленных методиках есть важная
общая составляющая. Все они уделяют огромное внимание гармоничному
психофизическому развитию малыша. Хотим развить интеллектуальные,
творческие, художественные способности? Тогда давайте подвигаем
пальчиками рук: будем перебирать предметы, переливать водичку из
баночки в баночку, просто порежем бумагу... И не обязательно, чтобы
была цель у этих занятий. Маленькие дети выполняют подобные действия с
большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительной и моторной
функциями уже составляет большое достижение для них. Для ребенка
психическое и физическое развитие слиты воедино. Если мы будем уделять
внимание одному аспекту, ущербность второго, в конечном итоге, скажется
и на той способности, которую мы стремимся развить.
Монтессори предлагает необычный способ обучения письму. Она просит
малыша пальчиками рук ощупывать буквы, вырезанные из шероховатой
бумаги. Или "нарисовать" буквы резиночками на доске с гвоздиками. Или
поиграть в игры со шнурками. И все это потому, что письмо требует
сложнейших мелких движений пальцев, которые теснейшим образом связанны
с высшими психическими процессами. Монтессори много говорит о так
называемом "спонтанном" письме. При должной подготовке сенсомоторики и
развитии руки, ребенок в определенный момент начинает спонтанно писать
буквы, например, палочкой на песке. Когда это произошло, ребенку можно
давать в руки карандаш и закреплять навык.
Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для развития
устной речи. Уровень развития речи детей постоянно коррелирует со
степенью развития пальцев рук. Возраст от 2 до 6 лет является
сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного
развития руки. Поэтому в этот период детям так нужны игры с
веревочками, бусами, игрушками-проталкивателями. Самое интересное, что
малыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Им интересно
возиться с маленькими предметами: пупсиками, крупинками, бусинками,
веревочками, маленькими кусочками ткани. Шнурование отвечает их
естественной потребности, поэтому оно - незаменимый способ развития
мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия,
усидчивости и внимательности.
Примеры игр со шнурками.
Итак, мы поняли важность развития рук ребенка и готовы использовать
игру-шнуровку, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать
малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд
игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной.
Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы
ему понравилось новое предложенное вами занятие?
Прежде всего, вспомним: дети обожают "взрослые" игры. Большинство
малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать,
вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело
взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и
малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это делать. Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской потребности в подражании взрослым - пуговица с иглой.
Эту игрушку можно предложить даже малышу 2 - 2,5 лет. Поиграйте с ним в
портного. Покажите ему, как можно "пришить" пуговицу. Самое простое,
что может делать малыш на первом этапе, - проталкивать шнурки в
отверстия и вытаскивать их с обратной стороны. Это уже большое
достижение для маленького ребенка - ведь ему надо научится
координировать движения пальцев. Когда ребенок освоится с игрушкой,
можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной
линией. Научите его разным видам швов, симметричным и несимметричным
орнаментам и узорам. В дальнейшем можно еще более усложнить игру,
добавив к одному шнурку еще один или два (разных цветов). И узор будет
красивее, и работа - сложнее.
Развивающая игрушка-шнуровка в форме ботиночка
научит Вашего ребенка без труда завязывать шнурки и на собственной
обуви. Вспомните и покажите малышу различные способы шнурования
ботинок: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу,
крестом сверху и т.д.
С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ежику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверек собирал себе плоды на обед. Такая игрушка-шнуровка, как елочка
с яркими новогодними игрушками, отлично подойдет к рождественским
праздникам. Елочные игрушки часто бывают выполнены в форме
геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заодно научите малыша
распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду и
т.п. Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные
так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Елку,
ежика и т.п. можно использовать и в качестве лекала - кроха будет
обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.
К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания,
содержащие схемы, по которым нужно "собрать" игрушку, и образцы узоров
и орнаментальных переплетений. Ребенок постарше (3 - 4 года) может
выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной
деятельности, развивая наглядно-действенное мышление и пространственное
ориентирование. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, или
попробовать пришнуровать детали игрушки не так, как указано в схеме.
Дайте свободу фантазии малыша, пусть он сочинит свой сюжет!
Часто задают вопрос: Хотелось бы узнать как сделать шнуровку самим? Какой
материал лучше всего подходит? Как лучше использовать на занятиях ?
Ответ:
Самый простой вид шнуровки - бусы. Возьмите шнурок и нанизывайте на
него бирюльки с дырочками подходящего размера, колечки и т.п. А потом
завязывайте концы бус бантом или разными узлами. Фигурки
для бус можно лепить из глины, или сделать из "керамического теста".
Состав теста таков: часть соли, две части муки, вода до густоты крутого
теста. Преимущество "керамического теста" в том, что работать с ним
легче, чем, например, с глиной, а потом его можно сколь угодно
пробовать: это безопасно для здоровья детей. Игрушки из него не
портятся и могут хранится сколь угодно долго. Не забудьте сделать в них
отверстия и ярко раскрасить.
Что касается собственно шнуровки, то наверное, своими руками
удобнее
сделать шнуровку из ткани. Из картона или дерева трудно в домашних
условиях создать действительно красивую, качественную игрушку (если
только Вы не резчик по дереву). Сразу нужно приготовится к тому, что
изготовление такой игрушки займет достаточно много сил и времени. а
кроме того, понадобится купить кое-какие материалы. К сожалению, я не
могу предоставить никаких готовых выкроек, т.к. предпочитаю покупать
пособия. Вам нужно подумать над выкройками самой. Но могу дать
несколько идей и советов.
Проще всего сделать мягкую книжку-шнуровку с 2-3 страницами.
1. Как сделать страницы. В качестве основы берутся одинаковые листы
картона и плотно обшиваются какой-нибудь приятной на ощупь тканью. На
ткани делается аппликация, чтобы книгу было интересно смотреть.
Например, елочка, домик, окошко, зверюшка и т.п. Страницы можно
делать и не на основе картона, а просто набить мягким материалом,
синтепоном, например. Просто книжка тогда будет еще более мягкой.
2. Скрепить страницы книги нужно шнурками. И это, пожалуй, самая
трудная часть, поскольку нужно предусмотреть специальные дырочки на
ткани.
3. Чтобы разнообразить игру, можно нашить на страницы "книги"
различные кармашки с застежками (пуговицами, липучками, крючочками,
молниями и, конечно, шнурками). Пусть застежки будут
самыми разными, а кармашки из разных на ощупь материалов (бархат,
жесткий лен, хлопок, мех, гладкий шелк и т.п.). Все эти средства
помогут малышу развить тактильную чувствительность. Кстати, игры с
ощупыванием разных материалов и застегиванием-растегиванием изобрела
Монтессори.
4. Еще лучше придумать героя книги (сшить из ткани небольшого плоского
зверька), которого можно будет по книге "водить": сажать в кармашки,
привязывать шнурками в разные места.
По поводу использования в детском саду сразу оговорюсь, что шнуровка -
игра рассчитаная на индивидуальное исследование ребенком под
наблюдением мамы или воспитателя. Здесь Вам пригодится специальная
консультация монтессори-педагога по организации работы с
монтессори-материалом, которую я на настоящий момент не
могу Вам дать.