Наверное, многие согласятся, что самые яркие воспоминания из детства - это сказки,
рассказанные на ночь тихим мелодичным голосом мамы, и веселые
персонажи, рожденные, зачастую, озорным сказочным воображением. Эти
воспоминания до сих пор дарят новым поколениям ощущение родительской
заботы и тепла, переносят в волшебный мир детства. По мере взросления у
многих не только не теряется интерес к сказкам, но и усиливается. Так
появляются на свет авторские сказки. Многочисленные примеры таких
сказок, которыми поголовно увлекаются и дети и взрослые, мы видим
вокруг: это и сказки Г. Х. Андерсена, и забавные рассказы Туве Янсон о
Мумми-троллях, и истории о Гарри Поттере… Так что же такое сказка? Что
таит она в себе? Чем она так притягательна?
К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том,
что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано,
что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка.
Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память
и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным
тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.
Почему, спросите вы? Давайте поразмышляем вместе, а для этого нам надо
окунуться в далекое прошлое, когда еще наши прабабушки передавали
старинные предания своим детям.
Издревле привилегия рассказывать сказки, воспитывая детей, принадлежала
женщинам. Сидя за прялкой, рукодельничая, женщина нашептывала малышам
волшебные истории, в которых заключалась нехитрая житейская мудрость.
Поэтому сказка выступала как инструмент социализации. Слушая сказку,
ребенок постигал окружающий мир, взаимоотношения людей, учился
преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу
добра и справедливости. На каждый новый трудный вопрос ребенка
находилась своя сказка. Были сказки о сотворении мира и человека, о
возникновении человеческих пороков и борьбе с ними, о мирной жизни и
войне…
Современные дети точно так же благодаря сказкам обучаются стратегиям
поведения в той или иной ситуации, усваивают моральные и нравственные
законы жизни в человеческом сообществе. Отметим, что именно народные
сказки являются примером действительно оптимального решения
затруднительных проблем и вопросов, в то время как чудесные авторские
сказки являются скорее средством самовыражения автора, способом решения
собственных проблем, к сожалению, не всегда удачным и конструктивным. К
примеру, всем известны грустные сказки Андерсена,
которые резко подчеркивают трагизм непростой жизни великого сказочника.
А тексты народных сказок оттачивались веками, полировались тысячами
пересказов и сохраняли в себе крупицы житейской мудрости.
В русском фольклоре множество сказок, которые очень нравятся детям.
Порой родителям кажется, что тексты сказок просты и наивны, в сюжете
много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую. Так, в
сказке "Лисичка со скалочкой" подробно и последовательно говорится о
хитрости лисы. Взрослый рассказал бы о ней так: "Решила лисичка
обмануть людей и полакомится чем-нибудь вкусным, но за свою хитрость
была наказана". Но малышу нравится сказка и нравится именно то, как по
несколько раз одно за другим перечисляются все действия лисы.
Малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность
отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать
действия героев. Бесконечные повторы, простые понятные слова,
внутренний ритм сказки – делают сказку понятной, успокаивающей, ребенок
легко ее запоминает, что способствует развитию речи и фонематического
слуха.
Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение
ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами,
тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью
погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем,
творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все происходящее в
нем как реальность. Этого требует его внутренний мир.
Сказка позволяет ребенку в простой и доступной форме отреагировать свои
проблемы. Возникающие трудности ребенок проецирует на сказочную
ситуацию, дистанцируется от них и получает возможность посмотреть на
решение проблем со стороны, а затем идентифицироваться с героями сказки
и принять позитивный опыт как свой собственный. Об этом важно помнить
родителям, не лишая ребенка возможности читать сложные и, казалось бы,
страшные сказки.
В любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка, как указывал на это
Э. Берн. Конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека,
под ее влиянием формируется план и линии поведения, которые
осуществятся, проводя героя по всем перипетиям жизни, только уже не
выдуманным, а реальным. “Скажи мне какая твоя любимая сказка, и я скажу
кто ты”, - так можно перефразировать известную пословицу. Не случайно в
последнее время зарождается новое направление в психологической
практике – сказкотерапия, позволяющая работать с детьми и взрослыми
через сказку, используя ее как чуткий инструмент переписывания
неконструктивного жизненного сценария и метод диагностики
психологических проблем клиента.
Зная о влиянии сказки на жизнь ребенка, можно многим помочь своему
малышу. У вашего малыша есть сказка, которую он любит слушать часами?
Не стоит волноваться: значит, эта сказка затрагивает какие-то
действительно актуальные, решаемые ребенком именно сейчас, вопросы.
Постарайтесь понять, что привлекает ребенка в сказочном сюжете, какой
из героев – его любимый, почему он выбирает эту сказку. Поиграйте с
ребенком, попробуйте инсценировать любимый отрывок. Это поможет малышу
интегрировать полученный опыт, а Вам лучше понять своего ребенка.
Пристрастие ребенка к той или иной сказке может меняться со временем, и
это означает, что ребенок растет, развивается и ставит перед собой
новые задачи.
Чтение сказок не стоит рассматривать как просто приятное
времяпрепровождение. По сути своей это не так. Сказка – это
существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего
мира людей. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка,
преодолевать негативные стороны личности и особенности характера.
Например, жадному и эгоистичному ребенку полезно послушать сказку “О
рыбаке и рыбке”, пугливому и робкому “О трусливом зайце”, шаловливому и
доверчивому “Приключения Буратино” и т.д.
Проанализируйте эмоциональную проблему вашего ребенка: почему он
тревожен, агрессивен, капризен – и выберите или сочините сказку, где
герои, их приключения и подвиги будут помогать вашему ребенку решать
его проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.)
Придумайте сказочного героя, слегка внешне и по характеру похожего на
ребенка, у которого по сюжету появляется много возможностей для
преодоления трудностей и препятствий. Ваш ребенок сам почувствует
помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.
И напоследок хочется сказать: дарите сказку своим детям, читайте им
сказки, сочиняйте вместе, и вы приобретете незабываемый опыт общения со
своими детьми, сможете лучше узнать их интересы и проблемы. А кроме
того, возможно, сами найдете ответ на давно мучивший вас вопрос в
мудрой, вечной, а потому прекрасной сказке.