Главная | Регистрация | Вход | RSS

 
Меню сайта
Наш опрос
Нужно ли учить детей рисовать?
Всего ответов: 838
Реклама на сайте


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Rambler's Top100
Форма входа

В.В.Агафонов Новые приемы обучения письму. «Космические прописи»

«Космические прописи»



Уважаемые учителя, дорогие родители!

Закройте на минутку глаза и вспомните свои первые уроки письма в школе. Бесконечные ряды наклонных палочек, которые никак не хотели "держать строй", бесконечные ряды петелек и крючочков, которые были очень мало похожи на образец, дрожь в усталых пальцах ("Мы писали, мы писали, наши пальчики устали..."), и наконец, - ура! - первую букву, которая, как правило, тоже мало радовала того, кто ее написал... Признайтесь честно, сколько раз у вас вертелась в голове мысль: "Скорее бы переменка!"? Как хотелось, чтобы пришел однажды волшебник, взмахнул своей волшебной палочкой - и сразу научил всех детей писать!

Нет у нас знакомого волшебника. Не можем мы взмахом волшебной палочки научить детей писать. Но если нельзя научить писать мгновенно, то можно и нужно сделать так, чтобы учиться писать было интересно, весело, а значит, и менее утомительно. Пусть учеба и игра сольются в едином процессе! И не нужно думать, что школьнику нужно учиться преодолевать трудности, вырабатывать терпение и силу воли, а в игре это невозможно. Возможно, и еще как! Вспомните хотя бы такую типичную игру как шахматы: разве не развивает она и усидчивость, и силу воли, и терпение, и способность мыслить? Но при этом еще и притягивает словно магнит, приковывает к клетчатой доске так, что не оторвешься!

Давайте попробуем "вмонтировать" и в прописи подобный "магнит". Прежде всего введем в них нечто одушевленное, некий забавный персонаж, который будет удерживать непроизвольное внимание ребенка. А раз есть персонаж, то он должен жить, действовать, делать что-то интересное. Значит, нам необходим ИНТЕРЕСНЫЙ СЮЖЕТ! 

Сюжетные прописи строятся на основе эмоционально-образных ассоциаций и метода фантастической аналогии. Введение в прописи образа буквы в виде планеты и ее обитателей позволяет связать этот образ с эмоционально значимыми для ребенка моментами и обратиться к правому полушарию мозга ребенка. Это облегчает процесс обучения, повышает интерес к самому процессу письма, способствует гармоничному развитию личности ребенка. Подробнее о методе фантастической аналогии можно прочесть в статье "Метод аналогии в образовании. Колесо, которого мы не изобрели".

Итак, внимание:

"Девочки и мальчики!

С сегодняшнего дня уроки письма у вас отменяются! На них просто нет времени! Дело в том, что наш знакомый Учёный Кот набирает экипаж звездолёта для путешествия к таинственной звезде Альфа Вита. С одной из планет, которые вращаются вокруг этой звезды, долетели до нас загадочные сигналы. Эти сигналы поймал и расшифровал Учёный Кот.

Оказывается, жители далёкой планеты приглашают в гости всех, кто хочет с ними познакомиться.

Звездолёт готов к полёту, его люки гостеприимно распахнуты для вас! Он оснащён по последнему слову техники. Управлять им очень просто: достаточно взять в руки специальную космическую ручку и нарисовать какую-нибудь фигуру, как мощные двигатели включатся и понесут космический корабль по точно такой же траектории, только увеличенной в миллионы раз. Для тех, кто ещё не знает: траектория - это такая линия, ко которой что-нибудь движется.

Каждая страница "Космических прописей" - это новая открытая планета. Мимо десятков таких планет поведёт корабль его капитан Учёный Кот.

Всем членам экипажа просто необходимо научиться управлять звездолётом. Поэтому возьмите космические ручки, переверните космическую страницу и приступайте к тренировкам на борту корабля.

Счастливого путешествия!"

Так начинаются первые сюжетные прописи, созданные на основе ассоциативной, развивающей методики: "Космические прописи, или Путешествие к звезде Альфа Вита".

Дальше появляются знаменитые палочки, но ведь это не просто палочки! Юные пилоты осваивают полет по прямой линии! Теперь крючочек... нет, это траектория взлета с поверхности планеты! А потом ракета выходит на орбиту вокруг планеты, и ребенок, сам того не ведая, пишет свою первую букву - "О". Но пока это секрет, о котором мы ему не скажем. Пусть первой буквой, которую он напишет сознательно, будет все-таки буква "А". А теперь настоящая "мёртвая петля" - фигура высшего пилотажа!

Элементы букв предлагаются детям в такой последовательности, чтобы по возможности обеспечить чередование нагрузки на разные группы мышц руки. Это снижает утомляемость мышц и одновременно повышает скорость письма.

А если тренировочные полеты все же немного наскучили? Прервем их и сделаем космическую гимнастику для пальцев, а потом, тоже в порядке отдыха, порисуем смешные рожицы!..

Пусть дети, когда вырастут, простят нам эту маленькую хитрость: ведь эти рожицы состоят все из тех же элементов букв, так что занятие на самом деле продолжается...

Этот прием позволяет ослабить давление неизменного "нужно сделать" (нужно выучить, нужно написать и т.д.) на психику ребенка. Тем самым мы раскрепощаем его мышление, в том числе и творческое. И вот он уже и сам начинает придумывать рисунки, в которые входят элементы букв, а в дальнейшем и сами буквы. 

Но вот тренировочные полеты закончены, и юных космонавтов ждет первая планета, которая называется "А". У планеты есть и спутник - маленькая луна - под названием "а". На эту планету, конечно же, нужно совершить посадку...

Каждая страница прописей как бы разделена на три части.

В верхней части страницы каждой букве-планете сопутствует короткий забавный текст, в котором рассказывается и о планете со спутником, и об обитателях планеты, а главное - встречается множество слов с печатным образом этой буквы. Например, для планеты-буквы "Л" текст такой:

"На этой планете все очень любят петь. На неё легче посадить корабль, если напевать песенку: "Ля-ля-ля-ля-ля!"

Жители её ласковые, любят лимоны, листья липы и лесных ланей. Особая примета: летом на эту планету прилетал кот Леопольд".

Иногда в тексте рядом с планетой  обыгрывается само начертание буквы. Яркий пример - планета "Т":

В центре страницы расположены обычные строчки прописей. Обычные? Нет, не совсем!

Во-первых, даже эти коротенькие слова (а затем и предложения) мы попытались подобрать так, чтобы они были нескучными, забавными, интересными. На линованных строчках наших прописей вы не обнаружите знаменитой Маши, которая ела кашу, или мамы, которая мыла раму. Зато вашему ребенку придется задуматься над вопросом: "Кто ловил ворон?" или "Кто вырастил баобаб?", описать, как "ярко светят звёзды" в космосе и вспомнить, что "Они прекрасны, но Земля прекраснее. Земля родная". И конечно, будет много шуток и стихотворений, например про слова с буквой "Ш":

Шуба, шапка, чашка, шар
Шли однажды на базар.
Шли пешком, неспешно шли
И шалаш в лесу наши.
Посмотрели на шалаш:
Был ничей, а будет наш!

Во-вторых, сложные для написания буквы пишутся на особой строке, которую мы условно называем "плавающей" или "ступенчатой": в пределах одной строки, высота которой уменьшается в несколько этапов, ребенок пишет буквы разной величины.

Зачем нужна такая строка? А вот зачем.

Неслучайно рисунки детей в этом возрасте отличаются размашистостью: им трудно изобразить мелкие детали. Дайте ребенку нелинованный лист бумаги и попросите написать букву - он почти наверняка напишет ее значительно крупнее, чем в обычных прописях. Ступенчатая строка дает возможность постепенно "привыкнуть" к начертанию буквы. В конце такой строки на ее последней ступеньке, ребенок пишет несколько букв, размер которых даже меньше, чем предусмотрено каллиграфией, стараясь в точности сохранить и передать образ буквы. Зато на следующей, "обычной", строке ему почти легко: ведь буквы стали крупнее!

У ребенка 5-7 лет мелкие мышцы руки, отвечающие за рисование и письмо, недостаточно развиты и скоординированы и ему легче "освоить" букву, если на первом этапе обучения ее зрительный образ по размеру больше, чем это предусмотрено требованиями каллиграфии, а моторика воспроизведения этого образа не требует слишком большого напряжения именно мелких мышц.

В нижней части страницы как правило расположены развивающие задания - в виде рисунков, стихов, загадок. Каждый день ребенка поджидает здесь сюрприз, присутствует элемент неожиданности: а что сегодня будем делать? Может быть, играть в игры со словами, когда, например, замена всего одной буквы превращает козу сначала в розу, а потом в росу? Или переводить маленький текст с русского языка на "эллийский" - язык жителей планеты "Л"? Или рисовать "портрет неизвестной буквы"? О том, какая это буква, можно догадаться, если прочесть маленькое стихотворение:

Нарисуйте букву эту,
Как идет она по свету.
Где она - там вечный бой,
Всюду крики: "Ой-ой-ой!"

Но зато с ней дружат чайки,
Без неё не сделать гайки,
Без неё на сваришь чай...
Что за буква? Отвечай!

     

Может быть, ребенку придется отыскивать спрятавшиеся на рисунках буквы "Ш" или "Х":

Или придумывать, на что похожа буква "Ф"? А вдруг ему встретятся странные гости из далеких созвездий, целиком состоящие из букв?

Иногда о них нужно придумать красивое предложение или даже целый рассказ,  иногда догадаться, как такого инопланетянина зовут... В общем, делается всё, чтобы суховатый и педантичный волшебник Обучение предстал перед детьми в образе прекрасной феи Игры.

Ассоциация между очертаниями буквы и рисунком, в который она включена, помогает быстрее научиться ее писать и облегчает узнавание буквы при чтении рукописного текста. Таким образом, "рисование инопланетян" развивает не только руку, но и мозг ребенка; при этом активируется не только левое, но и правое полушарие мозга.

В этих прописях, довольно много печатного текста. Это и описания букв-планет, и стихотворения о приключениях разных букв, и забавные задания. Ребята, которые уже научились читать, могут прочесть эти тексты сами, а остальным помогут в этом взрослые.

Но самое главное, что все Космические прописи - это одна большая игра. А раз это игра, то, пожалуйста, никакой строгости! В статье на последних страницах прописей так и написано:

"Мы говорим совершенно серьезно: "Ведь это игра!" И если не получается сесть на "упрямую" планету с первого раза (или даже с десятого), не беда! Космические ручки всегда под рукой, а дополнительные тренировки капитан Ученый Кот только приветствует. Так что главное условие игры - не забывать, что мы играем, а не выполняем какую-то обязательную работу. Ожидание отрицательного результата - "меня поругают, что не сразу посадил корабль" - разрушит весь эмоциональный контекст прописей".

В конце путешествия маленькие космонавты попадают на планету Алфавит, которая вращается вокруг звезды Альфа Вита. Хозяева планеты устраивают в их честь веселое представление, а ребята дарят им свои самые прекрасные, самые добрые слова и предложения. Сами дети обнаруживают, что тоже получили подарок - научились писать быстро и аккуратно.



UNI-SPACE.RU - ПРОСТРАНСТВО ЮНЫХ

приглашаем школьников и студентов

принять участие в программах

"ОБЪЕДИНЕННЫЕ КОСМОСОМ"


Друзья сайта
Мини-чат
200
Поиск
Яндекс цитирования
Copyright MyCorp © 2017