Приветствую ВасГость | Главная | Регистрация | Вход | RSS |
|
Чем занять ребенка в очереди или транспортеЯ уже просто боюсь появляться с сыном в общественном месте. Он совершенно не умеет себя вести в очередях, в общественном транспорте, у меня на работе - скулит, кричит, к людям пристает. Понятно, что ему скучно, но перерастет ли он это?! Пока с "возрастом" он становится только шумнее...![]() Мы сами часто провоцируем детей вредничать. Просто создаем такие условия, что ребенок вынужден вести себя недисциплинированно. Провоцируем - и не замечаем. Такое случается, если родители забывают: дети - не взрослые, они на нас не похожи. И то, что для нас вполне терпимо, для них - невозможно как тяжело. Вот вчера мы стояли в очереди у банкомата. Перед нами - симпатичная мама и ребенок, девочка лет так пяти. Девочка, постояв две-три минуты, начинает вертеться. - Стой смирно! - говорит ей мама. Девочка встала смирно, но ясно, что ножки ее на месте стоять не хотят. Затопала ножками. Мама: - Угомонись! - Ножки угомонились, теперь заработали ручки: потянулись к "молнии" и расстегнули курточку. - Ты что делаешь, сломаешь! - снова останавливает ее мама. Девочка зацокала языком: - Мам, посмотри, я белочка! Мама молчит. Девочка подергала маму за юбку. Мама: - Да что же такое! Ты можешь смирно стоять?! Нет, представьте себе, не может. Дети не могут стоять просто так и ничего не делать! И пошло-поехало дальше: - Я кому сказала!.. Не крутись!... Я в последний раз говорю! Конечно, она что-то нейтральное время от времени тоже говорила... но... За совсем не длинный промежуток времени мы насчитали 14 замечаний. Порою думается: какое счастье, что дети умеют пропускать наши слова мимо ушей! Столько вредных слов, когда можно было сказать лишь два, и оба хорошие, и - девочка повела бы себя прекрасно. "Давай поиграем". "Давай поиграем" - просто волшебные слова. Отчего девчушка вертелась? От скуки. Дети вообще не умеют скучать. Они с трудом переносят всяческие ожидания, когда - делать нечего, когда - ничего интересного и никакой информации, да еще и попрыгать-подвигаться нельзя. У взрослых есть хорошая палочка-выручалочка как средство спасения. Когда делать нечего, мы легко погружаемся в свой внутренний мир. Мысли плывут, мы раздумываем, с кем-то там внутри себя разговариваем. У детей внутреннего мира пока еще нет, точнее, он только выстраивается, прорисовывается, и они его не уловили, так что погрузиться они могут только во внешний. И здесь искать способ, как от скуки себя спасти. Займите ребенка, когда ему нечего делать! Или не мешайте хотя бы самому найти! А если мешает вам -подскажите, чем можно заняться и как. Это не так и трудно. Это полезно: вы заняты общим делом, а общее дело объединяет. Заняты, и занимаете, и занимаетесь с ребенком, и вам на него даже не требуется выкраивать лишнего времени: вы используете то, что есть. (Родители часто сетуют, что не хватает времени заняться с ребенком. Но ведь найти его так просто! Просто использовать полноценно то, когда вы находитесь рядом.) Скорая помощь Нет ничего хуже, когда вас ни за что ни про что обрекают на простой. Просто стой и ничего не делай - в очереди, в официальных учреждениях, перед открытием магазина, в том же поезде, наконец. Зачем убивать свое "лишнее" время? Из любой ситуации, даже из такой нудной, как стояние в очередях, можно извлечь пользу и удовольствие. Вот несколько способов занять ребенка в очереди и в других скучных местах. И самим не соскучиться. Выбирайте по возрасту, придумывайте свои. 1. Физ-ра, ура! - чтобы взбодрить себя и ребенка. Расправьте плечи и чуть приподнимите подбородок. А теперь поднимитесь на носочки выше, выше! Чуть-чуть помедлите и - резко опуститесь. У кого каблучки громче стукнули? После нескольких таких повторов исчезает тяжесть в голове и усталость. 2. Тайная тренировка. Главное и единственное условие - это и все подобные упражнения выполняются медленно. Как можно медленнее. А "работать" можно с любой частью своего тела. Кстати, если такому тайному упражнению вы научите своего ребенка и ему понравится, представляете, какая будет польза для фигуры да и для здоровья вообще?! Например, тренируешь мышцы брюшного пресса. Медленно считаешь до шести и все это время так же медленно втягиваешь живот. Втянула? - подержать так (счет до шести). Теперь медленно-медленно отпускаешь мышцы, возвращая живот в исходное положение. И еще раз: на шесть втянула, на шесть подержала максимально худым, на шестьбраспрямила. По этому же принципу можно напрягать и отпускать все остальные мышцы тела. По-научному это называется "статическая гимнастика". Первое время обязательно считайте вслух, потом привыкнете - и можно будет обходиться без счета. Тренируйтесь - и телу полезно, и никто не обратит внимания, и время даром не пропадет. Кстати, можете делать то же самое на нудном совещании - вы, на нудном уроке - ваш ученик. Во время езды в метро или на трамвае. Пока все тело понапрягаете - уже приедете в любом случае. 3. Танцевалки. Вы танцуете, только мысленно, про себя. Можно тихо напеть мелодию, не разжимая губ. Можно вообразить себя в бальном зале, на дискотеке, хоть на спортплощадке. Суть такого танца: когда мы думаем, то есть сосредоточиваемся на какой-то части своего тела (группе мышц), эти мышцы обязательно среагируют на наши мысли. Мышцы напрягаются и сокращаются в заданном (нами) ритме. А воображение довершит остальное. Кстати, обратите внимание, какой танец вы выбираете. Его характер и темп могут указать на то, чего в вашей жизни недостает (романтический вальс, или страстную латину, рэп или танец живота). Интересно, а что станцует ваш дорогой ребенок? 4. Запоминалка. Подобные упражнения хорошо тренируют ментальную память. Внимательно посмотрите на что-то (или кого-то) с полминуты. Потом отвернитесь и перечислите (в уме), что вы там заметили-запомнили. Кто больше? Потом поворачивайтесь и сверяйте. Например, сколько человек стоит у столба? В каких позах? Сколько мужчин? А дети есть? Что они делают? В какую сторону смотрят? У кого в руках пакет? Какие часы на руке, у кого? А у кого мобильный телефон? И т. п. в том же духе. Кстати, лучше всего мы запоминаем то, что нас подспудно очень интересует. Обратите внимание, что больше всего заинтересовало вашего ребенка, осознайте, что больше заинтересовало вас. Заметили, что - разное? Вот вам еще одно доказательство, как детские интересы отличаются от взрослых. 5. Воображалки. Вот прекрасная тренировка правого полушария мозга и одновременно - отдых для левого, ведь в наше время в основном нагружают его. У детей прекрасное воображение, у взрослых с этим проблемы. А может быть, нет? Выберите какого-то человека из очереди и представляйте его кем-нибудь (или чем-нибудь) другим. Что он, например, - это не он, а какой-то зверек, или птица, или дерево. А какое? И почему? Да на кого же он больше всего похож? Можно повоображать, с каким животным/птицей/деревом дружит, откуда он родом, зачем пришел именно сюда. Кстати, если большинство людей у вас или вашего ребенка окажется тараканами, скунсами да макаками, это повод задуматься, а как вы и/или он на самом деле относитесь к людям. 6. Сочинялки. Случайно долетевший до ваших ушей разговор может превратиться в начало сказки. "Жил-был банкомат... И надоело ему стоять на месте. Вот он и подумал: пойду-ка я путешествовать. И однажды ночью взял да и ушел..." Что будет дальше? "Пришли утром люди и увидели..." А что увидели люди? И что подумали и сказали? А может, пошли искать (и куда, и что там нашли)? А может, решили пожить без денег (и что из этого вышло)? А может, наняли сыщика-добермана и тот унюхал какой-то другой, подозрительный след?.. 7. Рифмовалки. Сочиняйте стихи, а если сразу не получается, просто придумывайте всякие рифмы. Повод - тот, что видите перед собой. Например, сберкасса - зараза. Бананы - сунем в карманы, букашка - рубашка... А потом попробуйте сочинять строфы по заданным рифмам ("Вот ползет букашка в новенькой рубашке"). Кстати, неплохо всегда иметь при себе блокнот и ручку. А вдруг выйдет маленький шедевр? 8. Угадайка. Один из вас описывает три приметы какого-то человека из очереди, а другой угадывает, какого человека вы загадали. Например: волосы лохматые, сумка на ремешке, колечко на пальце. Условие: человека в очереди нельзя выискивать глазами, просто вспоминаешь по памяти. 9. Загадки. Угадай, что я вижу. Опять-таки, нужно по описанию узнать, что загадано. Например: круглое, веточки торчат в разные стороны, оно на дереве - что это? Или: по земле бежит, хвостиком вертит, землю нюхает. Похоже на загадки, которые так любят все дети? 10. Поймать на удочку. Протягиваете ребенку руку ладошкой вниз. Он прикасается к ладони одним пальцем. Вы говорите: "Ловись, рыбка, мала и велика..." - и быстро закрываете ладонь, стараясь поймать дегский пальчик. А ваша рыбка старается не попасться: быстро пальчик отдергивает. Сюда же относятся "ладушки" и "киса-киса, брысь под лавку". Вероятно, очереди существуют уже многие века, и наши разумные предки к ним тоже как-то приспосабливались. Самая большая польза от любого из этих развлечений такова: вы полноценно общаетесь (а не нудно убиваете время), вы учитесь принимать и ситуации, и людей такими, какие они есть. И не мечтать о том, как было бы, если бы... и не злиться понапрасну. Вы учитесь извлекать пользу из любых обстоятельств, которые подкидывает жизнь. И обучаете этому своих детей. Используйте упражнения, описанные в этой статье, и придумывайте
свои собственные. Возможно, они помогут вам вспомнить игры, в которые
вы играли давным-давно, когда сами были детьми. Эта простая игра учит классифицировать предметы. Вы или ваш ребенок выбираете какую-либо категорию предметов — автомобили, животных, государства, способы путешествия, дурные привычки, телеканалы — и говорите: «Назови три…» (из одной категории предметов). Если вы играете вдвоем, называйте категорию по очереди, спрашивая друг друга. Если с вами несколько детей, то вы предлагаете каждому отдельную
категорию предметов и даете время подумать. Или дети сами устанавливают,
кто называет категорию первым, а кто отвечает. Как только ребенок
назовет три предмета, он спрашивает следующего. «Теперь пришло время чудовищ», — говорите вы ребенку, если вам
приходится где-нибудь долго ждать и нечем заняться. Чтобы породить
чудовище, ребенок должен выбрать какую-нибудь геометрическую фигуру
— треугольник, круг, квадрат (старшим детям можно предложить шестиугольник,
восьмиугольник, параллелограмм). Если ваш ребенок выбрал треугольник,
то нарисуйте этот треугольник большим и непременно в центре листа.
Теперь понаблюдайте, как он будет «превращаться» в чудовище. Пририсуйте
ему большие острые зубы, всклокоченные волосы, огромные ноги, когти,
острые уши. Конечно, чудовище надо как-то назвать. Помогите ребенку
придумать какое-нибудь действительно «страшное» имя. Можно взять
чудовище домой, чтобы включить его в коллекцию монстров. Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, поиграйте в «Рассказы
о лучшем друге». Посмотрите, какие картинки привлекут внимание вашего
ребенка — с изображением человека или животного. Пусть он представит,
кого бы каждый из них выбрал себе в лучшие друзья. С кем захочет
дружить пес — с котом, мышью, лосем или с мальчиком? Придумайте
историю о лучших друзьях. Спросите ребенка, что они делают, в какие
игры играют, что едят и дерутся ли они. Главные участники этой игры — «волшебник» и его помощник, «который умеет читать мысли» (ясновидящий). Фокус с чтением мыслей довольно прост: предмет, который «отгадает» «волшебник», будет назван, предположим, за предметом черного цвета. Вот пример этой игры. «Ясновидящий» закрывает глаза, в то время как «волшебник» молча показывает другим заданный предмет. Когда «ясновидящий» открывает глаза, «волшебник» задает ему такие вопросы: «Думаю ли я про соль?» «Ясновидящий» отвечает: «Нет». «Думаю ли я про салфетку?» — «Нет». «Думаю ли я про перец?« — «Нет». «Думаю ли я про кетчуп?» — тут помощник говорит: «Да», потому что «кетчуп» следует за черным предметом— перцем. Теперь зрители могут выбирать разные вещи, а «волшебник» и «ясновидящий»
продолжать показывать фокусы, пока их «мистическая» сила не будет
раскрыта. Наверное ваши бабушки и дедушки, а может быть, и их родители еще
детьми играли в эту игру, тем не менее, она до сих пор популярна.
Два человека находятся друг против друга. На счет «три» каждый моментально
изображает одной рукой либо лист бумаги (ладонь плоская), либо ножницы
(средний и указательный пальцы вытянуты в форме буквы V, как лезвия
ножниц), либо камень (ладонь сжата в кулак). Поскольку ножницы режут
бумагу, они одерживают над ней верх. Камень, который «разбивает»
ножницы, побеждает их. Бумага покрывает камень и поэтому побеждает.
Нанесите точки на лист бумаги (для этого подойдет и салфетка, и
рецепт на лекарства). Попросите вашего ребенка соединить их так,
чтобы получилась какая-нибудь замысловатая абстрактная фигура. Затем
пусть он нарисует точки. Может быть, с закрытыми глазами сделать
это будет интереснее. Понаблюдайте, сколько разных фигур он сможет
нарисовать. Вероятно, что ему даже захочется показать один из своих
рисунков доктору, когда подойдет ваша очередь к нему на прием. Конечно,
фигура станет намного красивее, если, соединяя точки, вы будете
пользоваться цветными карандашами. А ребенок, который осваивает
счет, может подсчитать количество точек. Обратите внимание ребенка на картины, развешенные по стенам помещения,
где вы находитесь в ожидании чего-либо. Пусть он выберет одну из
них и придумает какой-нибудь рассказ. Если на рисунке изображен
человек, сочините историю его жизни. Если это пейзаж, вообразите,
что есть люди, которых не видно, и придумайте, чем они могли бы
здесь заниматься. Таким способом вы сможете проникнуть в мир воображения
и восприятия своего ребенка. Если вначале у него возникнут трудности,
начните излагать свой сюжет, время от времени останавливаясь для
того, чтобы малыш мог добавить свои детали. Смысл этой игры заключается в поиске общих характерных особенностей
у людей и предметов, окружающих вас. Это развивает у ребенка проницательность,
наблюдательность и способность анализировать, однако при этом требует
умения считать. Игра должна проходить в форме беседы. Например,
ваш ребенок замечает человека в очках, и каждый начинает считать,
сколько людей вокруг носят очки. Можно искать людей в коричневых
ботинках, блондинов, собак одной породы и т.д. Старших детей с помощью
этой игры можно познакомить с представлением о процентных соотношениях.
Заранее перед ним ставится задача, которую он должен будет решить.
Сколько из десяти встретившихся вам собак — болонки? Сколько черных
машин из десяти, стоящих на автостоянке? Будет ли соблюдаться это
соотношение на следующей стоянке? Игра «Двадцать один» — это вариант игры в «Музыкальные стулья»,
во время которой игроки под музыку ходят вокруг стульев. Стульев
при этом на один меньше, чем количество игроков; когда музыка замолкает,
игроки стараются быстро сесть на стул. Проигрывает тот, кому не
хватило стула. Игра «двадцать один» подходит для ситуаций, когда
вам приходится долго ждать или когда вы путешествуете. Проигравшим
оказывается тот, на кого выпадает цифра 21. Расскажите ребенку о том, что такое инвентаризация в бизнесе: каждое предприятие должно вести учет всего, чем владеет. Хозяин обувного магазина считает ботинки, туфли и стельки, а также постоянных покупателей. Попросите ребенка помочь ему провести учет. Назовите категорию предметов, которые ребенок должен сосчитать. Вы можете учитывать предметы или людей (включая количество мальчиков и девочек) или отмечать какие-нибудь события, например, сколько красных машин проехало мимо. Проведя инвентаризацию, начертите таблицу, и у вас останется документ,
показывающий результаты работы. Возможно, хозяин магазина захочет
оставить его у себя. Когда дети станут старше и начнут изучать таблицу умножения, проведите
«инвентаризацию», считая по два-три предмета. Если на каждой полке
по шесть ящиков, сможет ли ваш ребенок, посчитав количество полок,
вычислить, сколько ящиков на стеллаже? Часто наши желания не совпадают с желаниями детей. Им хочется рассказать
что-то о своем уголке для игрушек или о новой игре Питера; мы же
хотим обсудить новое блюдо на обед, или как надо чистить зубы, или
же в это время мы заняты телефонным разговором. В отличие от компьютеров,
маленькие дети не обладают хорошей и долговременной памятью. Не
ждите, что ребенок будет помнить в течение двух или трех дней о
том, что случилось утром в детском саду; ведь если вы не обращаете
внимания на информацию, появившуюся на экране телевизора, она остается
для вас навсегда потерянной. Один из лучших подарков, который нам могут преподнести дети, — это возможность соприкоснуться с миром забавных глупостей. Поскольку в жизни многих взрослых какой-либо смысл отсутствует вообще, то хорошо, что дети иногда напоминают нам об этом. Вы так же, как и ваш ребенок, можете получить удовольствие, нашептывая этот веселый, бессмысленный стишок: Вы видели когда-нибудь, когда-нибудь, когда-нибудь Один из вас произносит первые три строчки, а другой добавляет четвертую, чтобы завершить рифму. Затем вы оба читаете пятую строчку вместе. Слова могут быть совершенно глупыми и бессмысленными, но обязательно должны рифмоваться. Например: А вы видели, как бегемот Даже если ваш ребенок еще не умеет читать, для занятий можно использовать
любые журналы, которые окажутся под рукой. Предложите ему посчитать,
сколько на страницах журнала изображений цветов, машин, домов и
т. д. Или возьмите два журнала и посоревнуйтесь, кто быстрее обнаружит
в них один и тот же предмет. Только помните, основная цель занятия
— отвлечь ребенка, а не выиграть игру. После того как вы найдете
этот предмет, можно посчитать, сколько в журнале всего таких же
предметов. Дети — прирожденные рассказчики. Вы будете поражены фантазией ребенка,
если, нарисовав совсем простую картинку, спросите его, что еще следует
добавить, чтобы получился интересный рассказ. К примеру, нарисуйте
праздничный торт, и пусть ребенок придумает, у кого день рождения.
По мере того как он рассказывает, добавляйте к рисунку разные детали,
спрашивая, кто пришел, что принес, что ели гости и т.д. Даже если
вы не маститый художник, можно нарисовать домик, кровать, самолет
или привидение. У многих детей есть воображаемые друзья. У нашей знакомой Салли
тоже был такой друг по имени Цумгум. Он не любил скучать, а еще
больше вести себя тихо. Если Салли приходилось томиться в ожидании,
она и ее родители обычно придумывали, как бы поступил на их месте
Цумгум, чтобы скоротать время. У Цумгума летним днем мог пойти снег,
а зимой — наступить жара. Он мог включить в помещении насос, устроить
в универсаме дождь из денег и рассказать такие веселые истории,
что продавцы перестали бы работать, покатываясь со смеху. Может
быть, вы тоже захотите приобрести такого воображаемого друга, как
Цумгум,— тогда и ждать будет веселее. Обязательно поговорите с ребенком
о том, чем отличается реальный мир от воображаемого. Важно, чтобы
дети понимали, что нас хвалят или наказывают не за то, что мы думаем,
а за то, что делаем. Игры в отгадки хороши в любом случае. Если вам приходится долго
ждать, находясь на одном месте, попробуйте поиграть так: предложите
ребенку выбрать какой-либо предмет, который, он видит в комнате.
Задавая вопросы об этом предмете (или человеке), вы должны угадать,
что это. Например: «Это что-то очень большое? Это что-то очень маленькое?
Я могу это держать в руках? Это висит на стене? Оно зеленого цвета?»
Обязательно спрашивайте так, чтобы можно было ответить только словами
«да» или «нет». Случалось ли вам, покупая лотерейный билет, мечтать о том, как
бы вы поступили, если бы выиграли десять миллионов? Если вы сидите
за столиком в кафе в ожидании, пока вас обслужат, можно скоротать
время, вообразив, что вы получили эти десять миллионов и теперь
тратите их. Так приятно помечтать, что вы обладатель роскошного
дома, прекрасной машины, яхты или даже целого острова. Пофантазируйте
об этом все вместе. Если ваш ребенок непоседа, предложите ему, чтобы скоротать время,
несколько физических упражнений, конечно, когда вы не в переполненном
автобусе. Скажите, что надо готовиться к Олимпийским играм и что
есть соревнования по четырем (или трем, или пяти, или сколько вы
решите) видам спорта, в которых он может принять участие и даже
победить. Приходилось ли вам так задерживаться в очереди на прием к врачу
или на почте, что капризного и всем недовольного ребенка невозможно
было ничем отвлечь? Знакомо ли вам это неприятное ощущение, когда
окружающие смотрят на вас с осуждением: «Что за ребенок! Что за
родители!» Конечно, нужно стараться избегать подобных ситуаций,
но порой даже не приходит в голову попросить сидящих рядом: «Мы
подождем в холле. Пожалуйста, позовите нас оттуда». И в очереди
также можно попросить соседей подержать ваше место, пока вы погуляете
с ребенком. Вместе с ребенком по очереди нарисуйте на листке бумаги прямые
и кривые линии, пересекающие друг друга. Затем зарисовывайте участки,
ограниченные этими линиями, сплошными штрихами разного цвета, крапинками,
клеточками, зигзагами и т.д. Приходилось ли вам, разговаривая по телефону или сидя на собрании,
машинально чиркать что-нибудь на бумаге? Вы замечали, что ваши каракули
обычно имеют одну и ту же форму? Если в помещении, где вы ждете,
есть стол, попробуйте вместе с ребенком порисовать таким образом.
Правило состоит в том, чтобы не отрывать карандаш от страницы, пока
вы чертите линию или треугольник. Затем изобразите кружки или квадратики,
кривые или 3-образные линии. Посмотрите, какие фигуры получаются
из ваших линий. В разных местах на листке бумаги напишите печатные буквы, предположим,
от А до Д. Пусть ребенок соединит их, следуя алфавитному порядку.
Когда он выучит эту часть алфавита и сможет узнавать буквы в книжке,
добавьте еще несколько букв и соедините их снова. Можно проделать
то же самое с цифрами. Начните с простых упражнений, постепенно
усложняя их. Детям старшего возраста можно предложить выбрать цифры,
кратные какому-нибудь числу, например шести, восьми и т. д. Если удачно падает свет и у вас есть немного бумаги, например,
ресторанная салфетка и карандаш, можете поиграть в тени. Держите
руку над бумагой, при этом обратите внимание ребенка на тень от
нее. Пусть он обведет на бумаге контуры тени. Затем сдвиньте пальцы
— свои или ребенка — так, чтобы тень изменила форму. Пусть он снова
ее очертит, а вы попробуйте превратить тень в какую-нибудь хорошо
знакомую фигуру. Это полезное упражнение для детей школьного возраста. Если вы находитесь в людном месте и слышите чужие разговоры, тихонько договорившись с ребенком, выберите какую-нибудь букву. Всякий раз, когда вы услышите слово, которое начинается с этой буквы, старайтесь первым сказать: «Ух, ох!» Если окружающие заинтересуются тем, что вы делаете, попросите их угадать букву. Это нелегко сделать, потому что в тот момент, когда вы скажите «ух, ох!», слово на нужную букву уже окажется произнесенным, и разговор будет продолжаться. С маленькими детьми можно играть проще: выбрать обычное, часто встречающееся слово — «я» или «будет»— и попытаться не употреблять его в разговоре. Если вы все-таки нарушите условие, ребенок произносит: «Ух, ох!». Кто попадется пять раз, тот проиграл. Теперь вас очередью или нудной дорогой не запугаешь... |
![]() |