Главная | Регистрация | Вход | RSS

 
Меню сайта
Наш опрос
Нужно ли учить детей рисовать?
Всего ответов: 836
Реклама на сайте


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Rambler's Top100
Форма входа

КАКОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ВЫБРАТЬ?



Так уж устроена природа, что в ней никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых существ, даже если это существа одного вида. Что уж говорить о людях: в человеческом обществе каждый индивидуален и неповторим. Только что появившийся на свет кроха не только одарен от природы уникальным набором генов, но и с пеленок проходит свой, особый путь развития.
Каждый новорожденный ребенок – гений, хотя бы потому, что он абсолютно уникален на этой планете. Нужно только осознать, в чем заключаются особенности и необычные способности именно вашего малыша и, исходя из этого, построить систему его развития и обучения.

Суть индивидуального подхода в обучении можно кратко выразить так: каждый ребенок сможет постичь любую науку, если подобрать ему такой способ обучения, который будет задействовать его уникальные склонности и опираться на сильные стороны его характера. Очевидно, что если человек слеп, мы не будем пытаться передать ему информацию визуальными способами. Мы разработаем и предложим ему аудио-осязательную систему обучения и, несомненно, будем иметь успех. То же касается и передачи информации детям. Подобно тому, как дети различаются по своим физическим качествам, так неодинаковы у них психические процессы по глубине, устойчивости, быстроте протекания и т.д.

Несмотря на распространение индивидуального подхода в обучении в современном мире, далеко не все родители считают, что он нужен. Очень многие придерживаются мнения, что общеобразовательная школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Ведь она задает некоторые общепринятые нормы, которым ребенку нужно привыкать соответствовать ("подтягиваться" или наоборот, "не быть выскочкой"). Есть и этический аспект проблемы – не выделять детей, дабы не развить у них чувства зависти и соперничества. Все это верно, но вывод на основании этого делается странный: мол, никаких различий не должно быть в воспитании усердных и ленивых, талантливых и бездарных, любознательных и не интересующихся предметом ребят.

Между тем, сама проблема "выравнивания" или "подтягивания" отстающих, "неодаренных" детей не возникла бы, имей ребенок с раннего возраста индивидуальный подход.

Большинство "отстающих" детей – это дети, которые плохо обучаются "общепринятым", стандартным способом.

Так, например, многие дети в силу психофизических отклонений: недоразвитости речевого аппарата, нарушений слуха, зрения, аутичности и т.п. с самого раннего детства нуждаются в специфическом обучении, учитывающем их слабые стороны. Обычно же ситуация складывается так: родители, обнаружив нарушение в развитии ребенка, начинают его лечить, стараясь сначала устранить проблему, а затем уже обучать ребенка стандартными методами. В результате время оказывается упущенным, и даже если физическое состояние ребенка потом выравнивается, наверстать его психическое и интеллектуальное развитие уже практически невозможно. Ребенок становится отстающим, приобретает множество обидных прозвищ ("дебил", "даун", "аут" и пр.), его самооценка падает, и дальше процесс идет по нарастающей. Между тем, если с самого начала (как только обнаружили отклонение) уделять время и силы именно развитию способностей ребенка, искать "обходные пути" в его воспитании, разработать (вместе с психологом) и использовать специфические средства обучения, то можно достичь не только гармоничного интеллектуального и творческого развития малыша, но и улучшения его психофизического состояния. Т.е. вывести ребенка на уровень "нормальных" детей: успешных, с адекватной самооценкой и радостным взглядом на мир.

Но это дети с нарушениями в развитии, для них индивидуальный подход – единственный выход, а как быть с остальными детьми? Как показывает практика, на деле все дети имеют особенности. Например, все мы знаем, что способности ребенка зависят от доминирования и развития полушарий мозга. У детей-левшей часто бывают трудности с освоением письма, чтения, математики... Но зато у них иногда наблюдаются выдающиеся способности, связанные с функциями правого полушария. Многочисленными исследованиями было доказано, что среди художественно и артистически одаренных людей 55 – 60 % - леворукие. Как воспитывать такого ребенка? А в случае неявного доминирования полушарий? Или в случае эмоциональной возбудимости ребенка? Или еще в каком-нибудь "непредвиденном" случае?

Огорченные неудачами чада родители стараются надавить на ребенка – ведь школу-то как-то надо окончить! А почему бы не использовать способности, которые не позволяют малышу быть успешным в математике или чтении, для преодоления трудностей обучения? Может быть, стоит попробовать изучать математику через… рисование? Кто знает, а вдруг нестандартные решения, к которым придет малыш на этих уроках, приведут его потом к гениальным математическим открытиям?

В этой статье мы предлагаем вам попробовать пристально изучить вашего малыша: его поведение, интересы, страхи, склонности. Это единственный способ установить, какой подход в обучении ему нужен. Постарайтесь ответить на приведенные ниже вопросы. Они помогут вам увидеть, что вы знаете, а чего не знаете о своем ребенке, и лучше понять его характер, темперамент, психофизиологические особенности.



  1. Чем ваш ребенок любит заниматься больше всего?


  2. Ваш ребенок левша или правша?


  3. Какое здоровье у малыша? Часто ли он болеет и есть ли врожденные или хронические болезни? (Помните, что в первые годы жизни на обучение малыша ключевое влияние оказывает состояние его здоровья!)


  4. Кто принимает наиболее активное участие в воспитании малыша? Какова основа системы воспитания в семье, и есть ли она вообще? Существуют ли в семье единые правила, традиции, требования? В какой атмосфере растет ваш ребенок?


  5. Такие "сильные" стороны характера, как сбалансированность, устойчивость, уверенность в себе, умение добиваться успеха и доводить дело до конца, во многом зависят от взаимоотношений отец-мать-ребенок. Поэтому задайтесь вопросом, какую роль в воспитании ребенка играет в вашей семье отец?  


  6. Какая у ребенка любимая игрушка? Как вы думаете, почему она нравится ему?


  7. Какой способ восприятия информации наиболее близок вашему ребенку: слуховой, зрительный, тактильный? Или он лучше всего обучается при общении с другими? В частности, любит ли ребенок книги? Рассматривает (читает) ли он их сам или предпочитает, чтобы их показывал и читал кто-то другой? (Важно установить, какой способ обучения наиболее близок вашему ребенку.)


  8. Ваш ребенок подвижный или спокойный? Каков темперамент вашего ребенка? В ответе на этот вопрос вам также поможет наблюдение за тем, как ваш ребенок засыпает. Отметьте для себя, как он спит: беспокойно, часто просыпается, или, наоборот, вы с трудом можете его разбудить? (Это поможет вам выбрать педагогические приемы для работы с крохой: одни дети могут долго сидеть на месте, другим просто необходимо часто прерывать занятия для подвижных игр или, вообще, двигаться во время урока.)


  9.  В какой мере ребёнок предоставлен самому себе и любит ли он быть один? Это очень важный параметр: многие дети – "затворники" по своей природе и не выносят долгого пребывания в обществе. Другие, наоборот, - лучше всего себя чувствуют в гуще коллективных мероприятий.


  10. Как проходят ваши развивающие занятия с ребенком? Какие игры он любит больше: логические головоломки, мозаики, книжки, лото, работу с художественными наборами? Справляется ли малыш с выполнением заданий сам или нуждается в вашей помощи? Сколько он затрачивает времени на выполнение заданий? Работает ли он сосредоточенно или отвлекается? Радуется ли он занятиям?


  11. Есть ли у ребенка трудовые обязанности дома? Какие это обязанности и как он их выполняет? Нужно ли ему напоминать о них или он с радостью делает все сам?


  12. Есть ли у ребенка друзья его возраста, любит ли он с ними играть?


  13. Как ребенок реагирует на похвалу? На осуждение? На запрет?


Ключиком к особенностям вашего ребенка также может стать история семьи, генеалогическое древо. Наведите справки о профессиях и хобби членов семьи, задумайтесь о роде своих занятий и своих увлечениях. Вопросы, приведенные здесь, - лишь ниточки, которые могут натолкнуть вас на идею, некую догадку, и повести вас в таинственный, неисследованный мир своего ребенка. Главным же проводником в этом мире должна стать ваша интуиция, которая подскажет вам, на что нужно обратить внимание и где скрывается разгадка характера вашего ребенка.

Главное, конечно, нельзя допускать переживания детьми чувства своей «неполноценности», заставлять их думать, что неумение делать что-либо, делает их хуже. Расстройство родителей по поводу неудач ребенка в обучении может повергнуть не слишком уверенного в себе малыша в «интеллектуальную пассивность» - полное нежелание учиться и развиваться. Однажды притупив природную любовь к обучению и чувство собственного достоинства у ребенка, мы можем навсегда потерять уникальную личность, способную дать миру нечто, что никто другой дать не в состоянии.

Мы живем во время, когда все больше появляется садов и школ, в которых преподаватели внимательно наблюдают за детьми, разрабатывают индивидуальный план обучения, согласно их способностям, создают специализированные классы: с художественным, математическим, биологическим и т.п. уклоном. Методы развития, упражнения и задания, давшие успех при обучении одного малыша, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому. Поэтому очень важно, чтобы преподаватель, с которым занимается ваш ребенок, составил для себя полную картину его индивидуальных психологических характеристик.

Вообще говоря, все приемы, используемые в воспитании, от поощрения до осуждения, относительны в своем влиянии на ребенка. Одного малыша нужно много хвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы. При работе с другим от похвал лучше воздерживаться, чтобы не привести его к излишней самоуверенности и хвастовству. То же самое касается и порицания (конечно, здесь имеется в виду только мягкое порицание, вроде: "По-моему, если бы ты был более старательным, картинка вышла бы лучше"). Самоуверенному и несамокритичному ребенку нужно давать задания потруднее, в которых требуется старательное выполнение, или где необходимо внимательно подумать. А после выполнения задания полезно выделить и подчеркнуть его огрехи и ошибки. В то же время с неуверенным, замкнутым в себе ребенком, которому трудно проявить себя и свои способности в обществе других детей, этот способ сыграет дурную шутку – ребенок может вообще отвернуться от обучения.

Какой в прошлом был самый популярный способ воздействия на ребенка, который не хочет заниматься? – Заставить его. Но если мы захотим услышать, что своим отказом говорит нам ребенок, мы, скорее всего, поступим по-другому. Если мы найдем наиболее сильную сторону в умственных способностях ребенка и, опираясь на неё, дадим ему задания, которые гарантировали бы ему успех в выполнении, то этот успех – удача в выполнении даже одного дела укрепит веру ребёнка в свои силы. В результате он захочет выполнить другое задание, и приступит к нему уже с "предчувствием" удачи. А переживание радости успеха – это залог продуктивного обучения.

Для каждого ребенка есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый малыш должен в силу своих повышающихся возможностей стремиться превзойти. Задача родителей и педагогов – видеть эту меру и отталкиваться от нее в построении занятий. 

Многие представляют себе индивидуальный подход как изоляцию ребенка и предоставление его самому себе. На самом деле, индивидуальный подход в обучении не исключает, а предполагает коллективную, групповую деятельность, развитие навыков общения и поведения. Просто при этом большой акцент делается на самостоятельность исследования, познавательного "прорыва" который совершает ребенок.

Одно из главных преимуществ индивидуального подхода в обучении – возможность для ребенка сформировать свои, особенные, характерные лишь для него способы работы. Наступило время, когда мы можем не бояться, а радоваться, если ребенок вдруг сделал что-то необычно, нестандартным образом: например, написал диктант по интуиции, а не по правилам; решил задачу, опираясь на аналогию, а не исходя из строгих логических законов; в рисунках воплотил зеленых зайцев и пушистые дома…

Творчество - это способность нестандартно мыслить, действовать нешаблонно и создавать новое. Оно не вырастает на пустом месте. Только если мы будем поощрять и развивать уникальные склонности ребенка, его своеобразие, мы сможем развить интеллект и способность к творчеству, а главное, позволим во всей полноте раскрыться личности ребенка.

Автор статьи: Вера Берёзова.

 


UNI-SPACE.RU - ПРОСТРАНСТВО ЮНЫХ

приглашаем школьников и студентов

принять участие в программах

"ОБЪЕДИНЕННЫЕ КОСМОСОМ"


Друзья сайта
Мини-чат
200
Поиск
Яндекс цитирования
Copyright MyCorp © 2016