Приветствую ВасГость | Главная | Регистрация | Вход | RSS |
|
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКСистематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.).
Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.
Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов "Сидит белка..." Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца. "Дружба" Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок"). Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук). Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев), Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями). "Дом и ворота" На поляне дом стоит ("дом"), Ну а к дому путь закрыт ("ворота"). Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу), В этот домик приглашаем ("дом"). Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения: "Кольцо" • кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; • то же упражнение выполнять пальцами левой руки; • те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки; "Пальцы здороваются" • Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д. "Оса" • выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; • то же левой рукой; • то же двумя руками; "Человечек" • указательный и средний пальцы "бегают" по столу; • те же движения производить пальцами левой руки; • те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки"); "Коза" • вытянуть указательный палец и мизинец правой руки; • то же упражнение выполнить пальцами левой руки; • то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук; "Очки" • образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их; "Зайчик" • вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца; • то же упражнение выполнить пальцами левой руки; • то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук; "Деревья" • поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы; "Птички летят" • пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз; "Сгибание-разгибание пальцев" • поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; • выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца; • выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки; • согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; • выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; • выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки; "Бочонок с водой" • согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие; "Миска" • пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу; "Крыша" • соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук; "Магазин" • руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей; "Цветок" • руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы; "Корни растения" • прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз; • одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями - тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: "Бабушка печет блины, очень вкусные они"; • кисти рук одновременно сжимать в кулак - разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол; • положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения. "Кулак-ребро-ладонь" • на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками. Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев. Развитию ручной моторики способствуют также: • Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором; • Нанизывание бус, бисероплетение; • Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев; • Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы; • Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка; • Рисование по точкам, пунктирным линиям.
![]()
|
![]() |