Мама, а когда я пойду в школу?- спросила меня моя шестилетняя дочь по
дороге в садик, увидев бегущих на занятия первоклашек. Скоро,-
автоматически ответила я. Скоро - это когда? – удивленно спросила дочь
и замерла в ожидании ответа. Я остановилась и задумалась. Действительно,
когда? В сентябре нам будет 6,5 лет. Дочка умеет читать, писать и
считать. Так, может, в сентябре и пойдём? Хотя ведь в школе такие
нагрузки, об этом кричат на каждом углу родители, учителя и психологи.
Так, может, лучше в 7,5 ? Мою дочь устроил ответ: - В сентябре. В
каком именно сентябре, она уточнять не стала. А для меня этот разговор
стал началом долгого поиска ответа на вопрос: Во сколько лет отдать
ребёнка в школу?
Первыми, кто выразил свой мнение по этому
вопросу, стали, конечно, бабушки и дедушки, которые в один голос
заявили: Только в 7 лет. Пусть ещё погуляет, поиграет, побегает. Пусть
у ребёнка будет ещё один год детства, а в школу она успеет. Самая
авторитетная бабушка-педиатр прочитала мне даже почти что лекцию о том,
что учебная нагрузка в школе не соответствует физическим возможностям
детей. Они много учатся, мало двигаются и плохо едят. В результате
вырастает число детей, имеющих хронические заболевания. У современных
школьников в медицинской карточке можно увидеть не только гастрит и
колит, но и язву желудка, и даже гипертонию. И закончила свой монолог
фразой: «Она же ещё маленькая, слабенькая. Пусть ещё дома посидит…»
Продвинутые
мамочки на детской площадке однозначно утверждали, что если ребёнок
умеет писать, читать, считать, то можно и в шесть лет отдать в первый
класс. Ведь если оставить в садике ещё на год, придётся ребёнку
проходить все буквы и цифры по второму кругу, а это может вообще отбить
интерес к дальнейшему обучению. И вообще, вон соседка тёти Люси
отдала дочку в школу, когда той только-только шесть исполнилось. А
девочка учится лучше всех в классе, ещё и в музыкальную школу успевает
ходить. А местный хулиган Сашка пошёл в первый класс в семь с
половиной, был самым высоким и самым старшим в классе. Сначала просто
баловался на уроках, скучно ему было, ведь он это всё уже дважды прошёл
в старшей группе детского сада , потом стал обижать тех, кто младше.
Теперь троечник и хулиган.
Детсадовский психолог долго
рассуждала о психологической готовности ребёнка к школе, куда входит
волевая, мотивационная, социальная или нравственная, интеллектуальная
или умственная готовность. Оказывается, существует ряд тестов, которые
позволяют определить уровень готовности тестируемого ребёнка к школе.
Их можно провести дома или привести ребёнка для тестирования к
психологу.
Я обошла все интересующие меня школы, говорила с
директорами, с педагогами, со школьными психологами, с родителями и
детьми и даже с техничками. Директоры готовы были принять, хоть завтра.
Педагоги хвалили школу, руководство, себя и детей. Психологи приглашали
на собеседования. Родители жаловались на перегрузки и болезни детей.
Дети хотели домой смотреть мультики. Казалось, что объём, полученной
информации, вот-вот меня раздавит своим весом, важностью.
Дочка,
конечно, не подозревала о моих сомнениях. А однажды в магазине она
увидела рюкзак и сказала со счастливыми глазами: Мама, давай купим. Я
ведь в школу иду….И рюкзак мы купили. И на следующий день пошли в
школу знакомиться с учительницей, которая очень понравилась мне и в
дальнейшем ребёнку. И оказалось, что дочка с легкостью делает задания,
которые решают второклассники. И на собеседовании с психологом ребёнок проявил себя удивительным образом, и все тестирования мы прошли успешно. И
директор школы, случайно встретив меня в коридоре, сказала: Ну вот
видите, мамочка, зря волновались. Ваш ребёнок готов к школе, даже очень
готов. А я глупо улыбалась. А потом случайно услышала, как моя дочь
с гордостью говорила подружкам: А я в школу иду….скоро…в сентябре. И я
уже точно знала, в каком именно сентябре.