Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта
Наш опрос
Нужно ли учить детей рисовать?
Всего ответов: 836
Реклама на сайте


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Rambler's Top100
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Научите ребёнка воображать


Некоторые родители считают, что воображение – это некая данность, что оно есть у всех детей, и удивляются, когда их первоклассник порой не может справиться со школьными заданиями. Вроде бы и задания-то несложные, но в них приходится что-то придумывать, сочинять, представлять. А для творчества ребенку нужно развитое воображение и умение удерживать в сознании образы. Все это требует развития.
Впрочем, воображение необходимо и для жизни вообще – оно помогает понять взаимосвязь событий, строить отношения с людьми, дает возможность раскрыть себя как личность. К моменту поступления в школу воображение ребенка должно быть уже хорошо развито. Ведь он сразу начнет получать большое количество информации в виде текстов, схем и рисунков, по которым нужно будет воссоздавать образы действительности. Вот типичные задания: придумать рассказ по картинке или на заданный сюжет, закончить рассказ, пересказать стихотворение своими словами. И все это можно успешно выполнить только при определенном (довольно высоком!) уровне развитости этой психической составляющей. Значит, начинать развивать воображение нужно как можно раньше (самый благодатный возраст с 2–3 до 6–7 лет), причем делать это с помощью специальных упражнений должны сами родители.

ПОИГРАЕМ В «КАК БУДТО»
В первую очередь необходимо научить ребенка пользоваться заместителями предметов: в игре палочка может превратиться в лошадку, карандаш – в волшебную палочку, носовой платочек – в одеяльце для куклы или плащ для принца, коробка из-под обуви – в кровать или гараж для машинки. Поиграйте с малышом в магазин: пусть фантики (камешки, ракушки) будут деньгами, а шишки, каштаны, листья и т. п. – продуктами.
Можно включить музыку, которая ассоциируется с определенным временем года, например, с зимой, с падающим снегом («Времена года» А. Вивальди, «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Возьмите кусочек ваты и, отрывая небольшие комочки, устройте «снегопад» в волшебном зимнем лесу, следя за музыкой, дуйте на «снежинки», словно разыгралась вьюга. Полотно голубой или синей ткани в ваших руках превратится в тихое или бушующее «море», нужно лишь подобрать музыку, соответствующую той ситуации, которую вы разыгрываете. Малыш запомнит зрительный, звуковой и двигательный (ему придется поднимать и опускать руки) образы.
А условность – прямой путь к способности абстрактно, т. е. отвлеченно, мыслить. Именно такие действия и предметы – «как будто», «понарошку» – будят воображение. Пусть ребенок опишет свои ощущения, как если бы он держал в руке маленького котенка, ежика, льдинку, горячий пирожок. Пусть изобразит, как он держит тот или иной предмет.

УРОКИ ЖИВОПИСИ

Видение чего-то необычного в обычных вещах – талант, который тоже нужно развивать. Когда ребенок мал, ему это дается очень легко, ведь у детей меньше стереотипов. Задача родителей лишь в том, чтобы привлечь внимание ребенка к знакомым явлениям и предложить несколько новых вариантов видения, чтобы он понял, что у фантазии нет границ. Обратите внимание малыша на тень, которую отбрасывает дерево или куст, – на что она похожа? Кого напоминает облако, плывущее по небу? А камень по пути на дачу? Капните краской на лист бумаги – на что похожи кляксы? Согните закапанный лист пополам, а затем разверните – что получилось?
От упражнений, развивающих визуальное восприятие, переходите к практике. Нарисуйте часть домика или половинку круга (круг, волнистую линию, несколько палочек) и попросите ребенка закончить каждый из рисунков. Так, полукруг может превратиться в мостик, шляпку гриба, колесо велосипеда, шляпу. Начинать лучше с простых знакомых предметов.

Когда ребенок освоит рисование домиков, бабочек и т. п., предложите ему дорисовать абстрактные фигуры. За большое количество вариантов обязательно похвалите малыша.
Детям очень нравится делать отпечатки пальчиком, ладошкой или ступней. Воспользуйтесь этим и сделайте вместе с малышом печати и штампы из любых предметов (кубика, стаканчика, катушки от ниток, ластика) – макая их в краску, можно оставлять на бумаге следы. Дополнив отпечатки какими-либо штрихами, их легко можно превратить в снеговика, улитку или цветок. Для этих целей также отлично подойдет губка. Нарисуйте крылышко бабочки, затем согните лист пополам, краска отпечатается и рисунок получится симметричным. И не забывайте каждый раз задавать ребенку вопрос: «На что похожи эти отпечатки?» Ну и конечно, нужно обязательно знакомить ребенка с настоящей живописью. Общее настроение картины дети улавливают очень рано.

ПРОБУЕМ РАЗНЫЕ РОЛИ
Подражание какому-либо человеку и изображение действий любого живого существа тоже способствуют развитию воображения. Пусть малыш покажет, как бабушка сердится, мама удивляется, папа смеется. Пусть изобразит пугливого зайчика, медвежонка-сладкоежку, хитрую лисичку или веселую обезьянку. Попросите ребенка придумать, как, например, утенку и цыпленку перебраться через ручей и т. п. Детям очень нравятся такие этюды. А чтобы они удавались, малышу нужно не только включать фантазию, но и стать более наблюдательным и внимательным к мелочам.

Еще один путь – ролевые игры. Пусть малыш «примерит на себя» роли продавца, врача, парикмахера, пожарного, капитана корабля, индейца, водителя, мамы или папы. Но сначала расскажите ребенку о разных профессиях, странах, обычаях – словом, о тех реалиях, которые надо будет воспроизвести в игре. Не забудьте и об атрибутах – врачу, например, нужны белый халат, шапочка, градусник, шприц – у ребенка должны быть их предметы-заместители. Индейцу необходима «боевая раскраска» на лице и традиционный головной убор из перьев (или из бумаги, «превращенной» в перья). Чтобы ребенок лучше понял, о чем идет речь, сходите вместе в музей, купите видеофильм или рассмотрите картинки в подходящей книге. Ну и конечно, комментируйте все увиденное.

ЧИТАЕМ И СОЧИНЯЕМ
Читая детям книги, мы развиваем у них так называемое эйдетическое чтение, при котором печатное слово вызывает внутренний «видеоряд». Постепенно ребенок учится видеть внутренним взором картины, «нарисованные» писателем, у него появляется связь между словом и внутренними образами, развивается фантазия. При выборе текстов нужно идти от простого к сложному: сначала читайте книги с простым ритмичным текстом, но с хорошими иллюстрациями. Иллюстрации будут давать толчок «видеоряду, не заполняя его целиком, а оставляя место и для фантазии. Потом подберите более сложный текст с меньшим количеством картинок.
Следующий этап: вы с малышом рассмотрели и обсудили картинку, на которой изображено, например, как дети лепят снежную бабу и катаются с горки. Потом придумайте вместе небольшую историю. Когда ребенок сможет без труда справляться с таким заданием, предложите ему закончить незнакомую сказку, обязательно помогая наводящими вопросами. Детям нравится слушать, придумывать и рассказывать сказки об обычных предметах, окружающих нас дома и на улице, например, об электрической лампочке, которой очень хотелось познакомиться с солнышком («она думала, что солнце – это тоже лампочка, только очень большая»), или о входной двери, которая очень любила гостей, и поэтому никак не хотела закрываться. Образцом такой истории может стать одна из сказок Андерсена (о штопальной игле, о серебряной монетке). Будет еще интереснее и поучительнее, если вы сделаете маленькую инсценировку. Это не сложно, достаточно взять несколько игрушек ребенка (зайчика, петушка и пр.) и говорить от их лица. Можно сделать и простые декорации: из картона –домик, из пластилина или цветной бумаги – деревья. Отрежьте от старых резиновых игрушек головы, прикрепите их к ненужным перчаткам без пары – немного фантазии, и получится настоящий домашний театр, в котором и сам ребенок станет одним из актеров.

КРАСОТА ВОКРУГ НАС
Наш мир прекрасен и удивителен
, в нем столько красок, звуков, цветов! Но не каждому дано увидеть это богатство, понять и полюбить столь изменчивую природу. И опять на помощь ребенку приходит взрослый. Не отмахивайтесь от малыша, если он принес для вас одуванчик: понюхайте и рассмотрите солнечное чудо вместе. Ребенку не трудно восхищаться, у него нет шаблонов и рамок, ну а вам придется сделать вид, что вы увидели такой одуванчик впервые. Поддержите малыша в его открытиях и ни в коем случае не говорите: «Да ничего особенного!» Гуляя с ребенком в парке, обращайте его внимание на деревья – они такие разные. И разные они не только по высоте, толщине и форме листьев. Даже среди берез или дубов двух одинаковых не бывает.
Все эти занятия принесут ощутимую пользу. Они не только разовьют воображение ребенка и подготовят его к школе, но и сделают ваши с ним отношения еще более близкими.

Категория: Мои статьи | Добавил: sheila1997 (29.10.2008) | Автор: Светлана
Просмотров: 999 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
Мини-чат
200
Поиск
Яндекс цитирования
Copyright MyCorp © 2016